﷽
Недавно я спросил нашего уважаемого брата Джаляля аль-Либия, да хранит его Аллах: «Я слышал, что во время шейха Мукбиля, да смилуется над ним Аллах, было очень много студентов из Ливии, где они все сейчас?»
На что он ответил:
«Это действительно правда. Во время пика при жизни шейха Мукбиля количество студентов из Ливии достигало более 300 человек. Ливийские студенты были ответственными за большинство вопросов учебного центра: муаззин был ливиец, электромотор заводил ливиец, подавляющее большинство больших и крепких преподавателей марказа были ливийцы и т.д.».
Я: «Никто из них не остался на Сунне?»
Джаляль: «На сегодняшний день я не знаю никого, кроме одного брата. Но к сожалению, у него нет багажа знаний и в данное время он находится на родине».
Я: «Какие поучительные уроки мы можем взять из сложившейся ситуации?»
Джаляль: «В данном случае мы должны обратить особое внимание на несколько вещей:
1⃣ В нашей учёбе и получении знания мы должны быть предельно искренними перед Аллахом. Нам следует искренне учиться ради Аллаха, а не ради чего-либо другого. Ведь если мы не будем искренними, то полученные и заученные знания не принесут нам никакой пользы. И то, что никого из них сегодня не осталось на требовании знаний и на истине указывает на проблему в этом вопросе.
2⃣ У нас не должно быть зависти по отношению к нашим братьям мусульманам из числа требующих знания. Эта группа ливийцев ждала того, что после смерти шейха Мукбиля заведующим учебным центром «Дар уль-Хадис» останется один из них. Но когда они узнали, что им становится шейх Яхья аль-Хаджури, да хранит его Аллах, их поглотила зависть. Не такой видный и ничем не примечательный, один из студентов шейха. Из ливийских студентов были те, кто заучил шесть сборников хадисов (аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа), некоторые выучили «ас-Сахихейн» (аль-Бухари и Муслим) или один из этих двух сборников. А шейх Яхья в то время выучил в совершенстве лишь «Рияд ус-Салихин» (Сады праведных). Их взяла зависть, они стали желать того, чтобы шейх Яхья слез с преподавательского стула. Они начали враждовать с истиной и всяческими способами предостерегать от неё. Большинство этих студентов последовало за смутой Абу аль-Хасана аль-Мариби и заблудились. Небольшая их часть затем вернулась на истину. Но когда пришла смута ‘Абд ур-Рахмана аль-‘Адани, из них уже никого не осталось. Поэтому никогда не завидуй своему брату из числа студентов. Что им помешало находиться под руководством шейха Яхьи?! Он такой же мусульманин как и ты, у него такие же религиозные убеждения как и у тебя, у него такой же путь (манхадж) как и у тебя?! Так почему же завидовать и желать избавления имеющихся у него милостей Аллаха, а не желать продолжения и укрепления общего блага??? Если приобретённые знания не улучшают убеждения, нравы и взаимоотношения мусульманина, то нет никакой практической пользы, сколько бы он ни заучил.
3⃣ Постоянное нахождение в этом благе, получении полезного знания. Пусть даже знаний будет немного. Но когда они будут постоянными и верующий будет держаться за праведный путь, то со временем они принесут свои плоды и пользы. Где все эти видные ливийские студенты сегодня? На истине остались лишь те, кто до сих пор постоянствуют и крепко держатся за знания. Сегодняшние шейхи не были видными студентами во время жизни шейха Мукбиля. Но лишь постоянство в получении знаний и удержание на этом благе принесли им большие плоды».