1 – То, что выходит из переднего и заднего проходов: моча, кал и газы. Доводом этому служит хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал: «Молитва, того кто осквернился, не будет принята до тех пор, пока он не совершит омовение»[1].
2 – Глубокий сон[2].
И доказательство этому хадис Сафуана ибн `Ассаля, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда мы были в пути, пророкﷺ приказывал нам, чтобы мы не снимали свои кожаные носки трое суток только лишь по причине испражнения, мочеиспускания или сна, но приказывал, чтобы снимали по причине полового осквернения»[3].
3 – Потеря разума по причине сумасшествия, обморока, опьянения или подобного этому из затмевающих разум лекарств[4]. Довод этому хадис `Айши, да будет доволен ею Аллах, относительно болезни пророка ﷺ перед его смертью. В нем сообщается, что каждый раз, когда пророк ﷺ терял сознание, он приходил в сознание и заново совершал омовение[5].
4 – Употребление в пищу мяса верблюда.
Доказательство этому хадис Джабира ибн Самуры, да будет доволен им Аллах, что один мужчина спросил посланника Аллаха ﷺ: «А брать ли нам омовение по причине (съеденного) верблюжьего мяса?» На что пророк ﷺ ответил: «Да, совершай омовение по причине верблюжьего мяса»[6].
5 – Вероотступничество.
Оно аннулирует омовение человека и его Ислам. Довод этому слова Всевышнего Аллаха:
وَمَنْ يَكْفُرْ بِالْإِيمَانِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ
«Тщетны деяния того, кто отрёкся от веры» [5:5].
А также хадис Кайса ибн `Асыма, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я пришел к пророку ﷺ желая принять Ислам, на что он приказал мне совершить полное омовение (гусль) с водой и лотосом (сидром)»[7].
Примечание: всё, что портит полное омовение, также портит и малое. Также в этом вопросе есть другие причины, относительно которых обладатели знания разногласили, портят ли они омовение ли нет[8].
[1] Аль-Бухари, 135 и Муслим, 225.
[2] Особенностью пророков является то, что сон не аннулирует их омовение. Указанием этому служит хадис Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал: «Глаза пророков спят, но их сердца не спят». Хадис передал аль-Бухари, 3570.
[3] Хороший. Хадис привел ат-Тирмизи, 96, ан-Насаи, 127 и Ибн Маджа, 478.
[4] Ученые единогласны, что посредством этих способов аннулируется омовение человека.
[5] Аль-Бухари, 687 и Муслим, 418.
[6] Муслим, 360.
[7] Достоверный. Хадис передал Абу Дауд, 355; ат-Тирмизи, 605 и другие.
[8] Упоминание других спорных действий для совершения малого омовения придет в других книгах, с дозволения Аллаха.
Отрывок из книги «Сокращение книги очищения».