Сказал наш шейх `Абдуллах ибн Лямх аль-Хауляни, да хранит его Аллах:
Важные основы, касающиеся нововведений:
- Каждое нововведение – заблуждение, как об этом сообщил посланник Аллаха ﷺ. Не существует никакого хорошего нововведения.
- Нововведение – это действие, совершенное с намерением приблизиться к Всевышнему Аллаху тем, посредством чего Он не узаконил приближение к Самому Себе.
- Нововведения бывают посредством действий, подобно произнесению намерения вслух перед каким-либо поклонением, а также посредством оставления, как например оставление употребления в пищу мяса и оставление женитьбы желая приблизиться посредством этого деяния к Всевышнему Аллаху, считая, что это из религии. Пророк ﷺ сказал: «Кто оставит мою Сунну – такой не из меня».
- Все, посредством чего человек поклоняется и на которое нет никакого доказательства из Корана или Сунны, то это нововведение.
Сказал хафиз Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах: «Под словом «новшество» (в хадисе) подразумевается то, что было введено (в религию) новым и на которое нет основы в шариате. В понятии шариата это называется нововведением».
Сказал Ибн Раджаб, да помилует его Аллах: «Нововведение – это то (деяние), которое было введено (в религию), не имеющий основы в шариате указывающего на его (узаконенность)».
Сказал Шейх уль-Ислям, да помилует его Аллах: «Нововведение – то, что противоречит Корану и Сунне или единогласному мнению имамов общины из вероубеждений и поклонений. Подобно словам хавариджей, рафидитов, кадаритов, джахмитов и тем, которые поклоняются посредством танцев и песен в мечети или тем, которые поклоняются посредством бритья бороды и употребления гашиша и различных видов нововведений, посредством которых поклоняются различные (заблудшие) течения, противоречащие Корану и Сунне»[1].
Человеку непременно нужно основываться на довод в двух вещах:
- Установить узаконенность этого поклонения в целом.
- Установить узаконенность этого самого поклонения в этом виде, в это время, в этом месте и т.п.
См. книгу «Полезные исследования», 1/252.
Перевод осуществил Абу Лейла Татарстани.
[1] «Маджму` уль-Фатауа», 18/346.