Сборник слабых хадисов о посте

С именем Аллаха Милостивого и Милующего.

Вся хвала принадлежит Одному Аллаху. Благословение и мир Его посланнику. Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Единого Аллаха, и что Мухаммад – раб и посланник Божий. А затем:

Относительно поста в общем, и в месяц рамадан в частности, передается огромное количество хадисов. А как же иначе, ведь пост в месяц рамадан является одним из столпов религии Ислам. Вместе с тем, что большое количество пророческой Сунны нам объясняет о достоинствах, постановлениях, того, когда поститься можно и когда нельзя, что портит пост, а что нет и т.д., в этих вопросах также передается немало слабых хадисов, которые не установлены от посланника Аллаха ﷺ. С дозволения Аллаха, в этой небольшой статье будут собираться слабые и неустановленные хадисы, касающиеся постановлений поста.


Объяснение слабости и наличия порицания в хадисе Абу Хурейры, относительно удовлетворения нужды постящегося с сосуда после восхода утренней зари.

Вся хвала Аллаху. Мир и благословение посланнику Аллаха. А затем:

Я видел, кто распространяет старую фетву шейха Мукбиля, да смилуется над ним Аллах, относительно смысла хадиса, который передается в “Сунан Абу Дауда” – сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Сказал посланник Аллаха ﷺ:

«إِذَا سَمِعَ أَحَدُكُمُ النِّدَاءَ وَالْإِنَاءُ عَلَى يَدِهِ، فَلَا يَضَعْهُ حَتَّى يَقْضِيَ حَاجَتَهُ مِنْهُ»

«Если кто-нибудь из вас услышал призыв на молитву, в то время как сосуд в его руке, пусть он не ставит сосуд, пока не удовлетворит из неё свою нужду»¹.

Я говорю: внешне цепочка передатчиков этого хадиса выглядит хорошей. Все передатчики являются крепкими, за исключением Мухаммада ибн ‘Амра ибн ‘Алькамы – хадисы с его передачей хорошие.

По причине внешнего вида цепочки передатчиков шейх Мукбиль, да помилует его Всевышний Аллах, упомянул этот хадис в своей книге “аль-Джами’ ас-Сахих”. Но затем наш шейх Мукбиль, да смилуется над ним Всевышний Аллах, отказался от его достоверности и обнародовал этот хадис в книге “Ахадис му’алля”².
Хадис по пути передачи Хаммада от Мухаммада ибн ‘Амра назвал больным имам Абу Хатим ар-Рази, сказав: “Недостоверный”³.

Поистине, выражение данного хадиса является отвергаемым. Как может разрешаться есть и пить после восхода утренней зари, в то время как Всевышний Аллах говорит:

{وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ} (البقرة:187).

«Ешьте и пейте до тех пор, пока вы не отличите белую нить рассвета от черной» [Корова:187].

Также шейх уль-Ислам сказал, что азан муаззина признак наступления фаджра, по единогласному мнению⁴.

И этот хадис противоречит другим достоверным хадисам, как например хадису Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:

«فَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يُؤَذِّنَ ابْنُ أُمِّ مَكْتُومٍ»

«Ешьте и пейте пока призыв не начнёт возглашать Ибн Умм Мактум»⁵.

Азан Ибн Умм Мактума предел для разговляющегося в оставлении еды и питья, поэтому большинство обладателей знания не поступали в соответствии с хадисом Абу Хурейры.
Также об этом ничего не установлено ни от пророка ﷺ, и ни от одного из сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

🎙 Шейх Абу Мухаммад ‘Абд уль-Хамид аз-Зу’кури аль-Хаджури.
🕌 “Масджид ус-Сахаба” в г. аль-Гайда, аль-Махра, Йемен.
🗓 4 рамадана 1439г.х. (19.05.2018г.)

✏️ Абу Лейла Ильназ Татарстани

____________
¹ Хадис передал Абу Дауд, 2350 и Ахмад, 10629.
² Смотри книгу “Ахадис му’алля захируха ас-сыха”, 465.
³ Смотри книгу его сына “аль-‘Иляль”, 1/123-124.
⁴ Смотри книгу “аль-Ихтиярат”.
⁵ Хадис передал аль-Бухари, 620 и Муслим 1092.
* Прим. переводчика: сказал аль-Байхакы: “Если бы этот хадис был достоверным, то большинство обладателей знания считает, что пророк ﷺ сказал это относительно того муаззина, азан которого произносится до восхода утренней зари, так что питье происходит до восхода зари”.
Поэтому получается, что тот, кто услышал азан муаззина, который произносит азан только убедившись в наступлении рассвета, такому человеку следует обязательно удержаться. И если во время азана во рту человека будет еда или пьёте – нужно обязательно ее выплюнуть. А если же муаззин произносит азан не в свое время, то человеку можно продолжать прием пищи, пока он действительно не убедится в наступлении утренней зари, как об этом упомянуто в аяте (3 рамадана 1442г.х.).


❗️Слабый хадис о посте [1]❗️

١- «صوموا تصحوا»

Поститесь и будете здоровыми!

Хадис является слабым. Его передал ат-Табарани со слов Абу Хурейры. Сказал ат-Табарани: “Никто не передаёт этот хадис с подобным выражением, кроме Зухейра ибн Мухаммада”.

Я [шейх аль-Ирьяни] говорю: Зухейр ибн Мухаммад является слабым когда от него передают жители Шама, и этот хадис как раз из этого.

Смотри книгу “ад-Да’ифа”, хадис 253 шейха аль-Альбани.
______________________________
🎙 Шейх `Абдуллах ибн Ахмад аль-Ирьяни
📙 Собрания Рамадана, стр. 73
✏️ Абу Лейла Ильназ Татарстани


❗️Слабый хадис о посте [2]❗️

٢- «لا تقولوا رمضان؛ فإن رمضان من أسماء الله، ولكن قولوا: شهر رمضان»

Не говорите Рамадан! Воистину, Рамадан – из имён Аллаха, но говорите месяц рамадан“.

Хадис является слабым. Его передал Ибн ‘Ади в книге “аль-Камиль” со слов Абу Хурейры. В цепочке передатчиков этого хадиса Абу Ма’шар ибн ‘Абд ир-Рахман – слабый. Это тот хадис, в отношении которого Ибн ‘Ади и аз-Захаби выразили ему свое порицание.
Сказал хафиз Ибн Хаджар: “Слабый“.
Сказал Ибн уль-Джаузи: “Сфабрикованный хадис у которого нет основы“.
Сказал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, в книге “ад-Да’ифа” под хадисом 6768: “Ложный“.
__________________________
🎙 Шейх `Абдуллах ибн Ахмад аль-Ирьяни
📙 Собрания Рамадана, стр. 74
✏️ Абу Лейла Ильназ Татарстани


❗️Слабый хадис о посте [3]❗️

٣- «رمضان أوله رحمة، ووسطه مغفرة، وآخره عتق من النار»

Рамадан: его начало милость, середина прощение, а конец – освобождение от Огня“.

Хадис является слабым. Его передал Ибн Хузейма в своём “ас-Сахих” под номером 1887 со слов Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах. В цепочке передатчиков этого сообщения ‘Али ибн Зейд ибн Джуд’ан – слабый, как об сказал имам Ахмад и другие.
Сказал Абу Хатим об этом хадисе: “Отвергаемый“.
Также это сказал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, в книге “ад-Да’ифа” под хадисом 871.

Также в книге “ад-Да’ифа” под номером 1569 передаётся хадис: “Начало месяца рамадан милость, его середина прощение, а конец – освобождение от Огня“.
Хадис является отвергаемым. Его передал аль-‘Укайли со слов Абу Хурейры.
_____________________________
🎙 Шейх `Абдуллах ибн Ахмад аль-Ирьяни
📙 Собрания Рамадана, стр. 75
✏️ Абу Лейла Ильназ Татарстани


❗️Слабый хадис о посте [4]❗️

٤- إذا قُرِّبَ إلى أحدِكم طعامٌ وهو صائمٌ؛ فليقلْ: «باسم الله، والحمد لله، اللهم! لك صمت، وعلى رزقك أفطرت، وعليك توكلت، سبحانك وبحمدك، تقبله مني، إنك أنت السميع العليم».

Когда одному из вас приблизят еду и он будет постящимся, то пусть скажет: «С именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху. О Аллах! Ради Тебя я постился, Твоей пищей разговелся, на Тебя уповаю. Пречист Ты и Тебе хвала. Прими его от меня, поистине, Ты — Слышащий, Знающий».

Хадис является отвергаемым. Он передаётся от Анаса со слов пророка ﷺ: по пути передачи Исма’иля ибн ‘Амра аль-Баджали — он является слабым, от Дауда ибн аз-Зибрикана — а он является оставленным передатчиком.

Поэтому шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал об этом хадисе: “Очень отвергаемый“¹.

Также этот хадис передаётся по другому пути в отосланном виде (мурсаль). Передается от Хусейна ибн ‘Абд ир-Рахмана, от Му’аза Абу Зухра, что до него дошло, что когда пророк ﷺ совершал разговение, говорил:

«اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ، وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ».

«О Аллах! Ради Тебя я постился, Твоей пищей разговелся»².

Цепочка передатчиков данного хадиса слабая. Вместе с тем что он передаётся в отосланном виде, в нем присутствует неизвестность этого самого Му’аза³.

🎙 Шейх `Абдуллах ибн Ахмад аль-Ирьяни
📙 Собрания Рамадана, стр. 76
✏️ Абу Лейла Ильназ Татарстани
_________________________________
¹ ад-Да’ифа, 6996.
² Абу Дауд, 2358 и другие.
³ Смотри книгу “Да’иф Аби Дауд”, 406.


❗️Слабый хадис о посте [5]❗️

٥- «ذَهَبَ الظَّمَأُ، وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ، وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ»

«Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху»¹.

Хадис является слабым. Его передал Абу Дауд со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен ими двумя Аллах.

В цепочке передатчиков данного хадиса Маруан ибн Салим аль-Мукаффи’. Ибн Хиббан упомянул его в книге “ас-Сикат”, а хафиз Ибн Хаджар относительно него сказал: “Принимаемый”.

Значит этот передатчик является неизвестным, так как никто из обладателей знания, чьё слово в этом вопросе принимается, не назвал его крепким.

Получается никакие определённое виды поминания или мольбы при разговении не установлены.

🎙 Шейх `Абдуллах ибн Ахмад аль-Ирьяни

📙 Собрания Рамадана, стр. 77

✏️ Абу Лейла Ильназ Татарстани

______________________________

¹ Абу Дауд, 2357.


❗️Слабый хадис о посте [6]❗️

٦- «إِنَّ لِلصَّائِمِ عِنْدَ فِطْرِهِ لَدَعْوَةً مَا تُرَدُّ».

«Воистину, у постящегося при его разговении есть мольба, которая не отвергается».

‘Абдуллах ибн ‘Амр, после того как разговелся, говорил:

«اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بِرَحْمَتِكَ الَّتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ أَنْ تَغْفِرَ لِي»

«О Аллах! Я прошу Тебя посредством Твоей милости, которая объяла каждую вещь, простить меня»¹.

Хадис является слабым. Его передал Ибн Маджа со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн уль-‘Аса, да будет доволен ими двумя Аллах.
В цепочке передатчиков данного хадиса Исхак ибн ‘Убейдиллях ибн Аби ль-Мухаджир — неизвестный передатчик.

Наш шейх Мукбиль, да помилует его Аллах, называл этот хадис слабым. Также этот хадис слабым назвал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах².

Но у постящегося есть мольба, на которую будет отвечено, как это уже предшествовало в главе “Достоинства поста“³. Но эта мольба не является особенностью только лишь при разговении, напротив, человеку нужно совершать мольбу до тех пор, пока он является постящимся, будет это при разговении или в любом другом случае.

🎙 Шейх `Абдуллах ибн Ахмад аль-Ирьяни
📙 Собрания Рамадана, стр. 78
✏️ Абу Лейла Ильназ Татарстани
__________________________________
¹ Ибн Маджа, 1753.
² Смотри книгу “аль-Ируа”, 921.
³ Хадис передал Ибн Маджа, 1752 со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:

«ثَلَاثَةٌ لَا تُرَدُّ دَعْوَتُهُمُ : الْإِمَامُ الْعَادِلُ، وَالصَّائِمُ حَتَّى يُفْطِرَ، وَدَعْوَةُ الْمَظْلُومِ»

«Троим не будет отказано в их мольбах: справедливому правителю, постящемуся, пока не разговится и причиненному несправедливость».

Шейх Мукбиль, да помилует его Аллах, обнародовал данный хадис в своей книге “ас-Сахих уль-Муснад”, также у него есть другие подкрепляющие доказательства.


ПОХОЖЕЕ
Знает ли кто-либо помимо Аллаха сокровенное знание?
Знает ли кто-либо помимо Аллаха сокровенное знание?

40) Если тебя спросят: «Знает ли кто-либо помимо Аллаха сокровенное знание?» Скажи: «Помимо Аллаха никто не знает сокровенное». И доказательством читать дальше

Желательные действия при омовении
Желательные действия при омовении

Произнесение Имени Аллаха перед омовением.Мытье кистей рук трижды.Ополаскивание рта, по более достоверному мнению.Глубокое ополаскивание носа, кроме постящегося.Вбирание воды в нос читать дальше

Желательность произнесения Имени Аллаха перед омовением
Желательность произнесения Имени Аллаха перед омовением

Желательно перед омовением сказать «с Именем Аллаха»[1]. Намерение берется сердцем, без произнесения его языком, потому что пророк ﷺ не произносил читать дальше

Желательность откармливания жертвенного животного
Желательность откармливания жертвенного животного

Сказал имам ан-Науауи, да помилует его Аллах: «Обладатели знания единогласны, чтобы жертвенное животное было упитанным и прекрасным, но разногласили в читать дальше

Желаю уехать для требования знаний, а жена не хочет.
Желаю уехать для требования знаний, а жена не хочет.

📥 Вопрос: Брат находится за пределами Йемена. Он желает отправиться в Йемен для требования знаний и у него есть возможности читать дальше

Землетрясение не природное явление
Землетрясение не природное явление

Сказал имам Мукбиль ибн Хади аль-Уади'и, да помилует его Аллах: А что касается того, кто приписывает эти дела природе и читать дальше

Запрет направления в сторону киблы передом или задом во время справления нужды
Запрет направления в сторону киблы передом или задом во время справления нужды

Передается от Абу Айюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал: «Когда решите справить нужду, то не читать дальше

Запрещено мочится и испражняться в стоячую воду
Запрещено мочится и испражняться в стоячую воду

В «Сахих уль-Бухари» передается хадис со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть читать дальше