Мертвечина нечистота

Ученые объединились на том, что вся мертвечина, кроме человеческой, является нечистотой. Исключением же в этом вопросе является речная и морская мертвечина, саранча и подобные этому не содержащие крови существа. Как об этом передается в хадисе, относительно морской воды: «Она чистая и пригодная для очищения, а её умершие животные дозволены в употребление»[1].

А также хадис Ибн `Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он сказал: «Нам дозволены (для употребления в пищу) два вида мертвечины и крови. Что касается мертвечины, то это саранча и рыба; а что касается крови, то это печень и селезенка»[2]. Положение этого хадиса такое же, как будто это сказал сам пророк ﷺ, потому что подобные постановления о разрешенности или недозволенности той или иной вещи не говорят от себя. Из данного хадиса также берется польза о том, что саранча и ей подобные существа, не содержащие текучей крови дозволены в употребление. К этому вопросу также относится хадис Ибн Аби Ауфы, да будет доволен ими Аллах, что он сказал: «Мы выходили вместе с пророком в шесть или семь военных походов, в которых мы ели с ним саранчу»[3].

Доводом на то, что вся мертвечина, кроме человеческой, является нечистотой являются аяты, в которых Аллах запрещает мертвечину, как например слова Всевышнего:

إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللهِ

«Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха» [2:173].

Также хадис Ибн `Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что после того, как пророк ﷺ увидел мертвую овцу, сказал: «Почему бы вам не взять с нее шкуру, продубить её и получить пользу?» На что ему было отвечено: «Это мертвечина». После этого пророк ﷺ сказал: «Недозволенно лишь употреблять её в пищу»[4].

Слова пророка ﷺ: «продубить её» указывают на то, что она нечистота. А на то, что шкура мертвечины становится чистой после дубления, указывают слова посланника Аллаха ﷺ: «Если шкуру продубят, она станет чистой»[5].

Также передается консенсус обладателей знания на то, что если от живого барана, коровы, верблюда или подобных животных отрежут часть тела, в то время как скотина живая, этот кусок будет является нечистотой, так как стал мертвечиной.

А что касается шерсти или волос мертвого животного и его рогов, то более правильным является мнение о том, что они чистые. Сказал Всевышний Господь:

وَاللهُ جَعَلَ لَكُمْ مِنْ بُيُوتِكُمْ سَكَنًا وَجَعَلَ لَكُمْ مِنْ جُلُودِ الْأَنْعَامِ بُيُوتًا تَسْتَخِفُّونَهَا يَوْمَ ظَعْنِكُمْ وَيَوْمَ إِقَامَتِكُمْ وَمِنْ أَصْوَافِهَا وَأَوْبَارِهَا وَأَشْعَارِهَا أَثَاثًا وَمَتَاعًا إِلَى حِينٍ

«Аллах сделал для вас дома жилищами. Он также сделал для вас жилища из шкур домашнего скота, которые не обременяют вас, в день вашего отправления в путь и в день вашей остановки. (Он даровал вам) принадлежности и всякие вещи из шерсти (овец), пуха (верблюдов) и волос (коз) до определенного времени» [16:80].

Доказательством же на то, что мертвое человеческое тело является чистым, слова Всевышнего Аллаха:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلًا

«Мы почтили сынов Адама и переносили их на суше и на море. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими, которых Мы создали» [17:70].

В двух достоверных сборниках имамов аль-Бухари и Муслима передается хадис со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, верующий не становится оскверненным»[6].

Также передаются слова Ибн `Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он сказал: «Поистине, верующий не является оскверненным ни живым, ни мертвым»[7].


[1] Достоверный. Хадис передали Абу Дауд, 83; ат-Тирмизи, 69 и другие хадисоведы.

[2] Достоверный. Хадис передал аль-Бейхакы в «Сунан аль-Кубра», 1/254.

[3] Аль-Бухари, 5495 и Муслим, 1952.

[4] Аль-Бухари, 1492 и Муслим, 363.

[5] Муслим, 366.

[6] Аль-Бухари, 285 и Муслим, 371.

[7] Достоверный. Данное сообщение передал Ибн Аби Шейба, 1/254.

Отрывок из книги «Сокращение книги очищения».

ПОХОЖЕЕ
Постановление таяммума

Таяммум является узаконенным для того, кто не нашел воды или не в состоянии использовать её. Доказательством служат слова Всевышнего Аллаха: читать дальше

Постановление намерения для таяммума

Намерение из условий действительности таяммума. Таяммум не будет действительным, кроме как при наличии намерения из-за слов пророка ﷺ: «Воистину, все читать дальше

Описание шариатского таяммума

Сообщается от `Аммра ибн Ясира, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ отправил меня по одной читать дальше

Этикет требования знания

1) Иметь искреннее намерение ради Аллаха.2) Избавление себя и других людей от невежества.3) Защищать шариат Аллаха.5) Наличие широкой души при читать дальше

Итог описания таяммума

Взять намерение для таяммума взамену малого или большого омовения. Ударить один раз по земле кистями рук. Затем стряхнуть или сдуть читать дальше

Что аннулирует таяммум

Таяммум избавляет от осквернения до тех пор, пока человек не находит или не в состоянии использовать воду. Если же эта читать дальше