Для того, чтобы Всевышний Аллах принял поклонение человека, в нем непременно должны присутствовать пять условий:
Первое: Человек должен быть мусульманином, ведь Аллах не принимает деяние неверующего человека. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха:
وَمَا مَنَعَهُمْ أَنْ تُقْبَلَ مِنْهُمْ نَفَقَاتُهُمْ إِلَّا أَنَّهُمْ كَفَرُوا بِاللهِ وَبِرَسُولِهِ
«Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его посланника» [9:54].
Также сказал Всевышний:
وَقَدِمْنَا إِلَى مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاءً مَنْثُورًا
«Мы займёмся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» [25:23].
Второе: Человек должен иметь разум. Поклонение не будет действительно от сумасшедшего. Также в его постановление входит пьяный.
Третье: Он должен достигнуть возраста различия. От ребенка не достигшего возраста различия и не понимающего сущность поклонения не будет принято.
Доводом на два эти вида является хадис `Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал: «От троих (видов людей) поднято перо: от спящего, пока он не проснется; от ребенка, пока он не достигнет зрелости[1]; и от сумасшедшего, пока не станет разумным»[2].
Четвертое: Мусульманин должен иметь намерение. Без мысли и намерения поклонение также не будет принято, по причине слов посланника Аллаха ﷺ:
«إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّةِ، وَإِنَّمَا لِكُلِّ اِمْرِئٍ مَا نَوَى»
«Воистину, все дела (оцениваются) по намерению и, поистине, каждому человеку (воздастся) то, что он намеревался»[3].
Пятое: Он должен быть искренним при совершении поклонения. Дело того, кто совершает поклонение на показ будет отвергнуто и непринято. Доказательством на это является хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:
«قَالَ اللهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى: أَنَا أَغْنَى الشُّرَكَاءِ عَنِ الشِّرْكِ، مَنْ عَمِلَ عَمَلًا أَشْرَكَ فِيهِ مَعِي غَيْرِي تَرَكْتُهُ وَشِرْكَهُ»
«Сказал Аллах – Благословен Он и Возвышен: ″Я самый не нуждающийся в сотовариществе, (и если) кто-либо совершит деяние приобщив в нем со Мной кого-то помимо Меня, то Я оставлю его и его многобожие″»[4].
[1] Под этими словами имеется ввиду наличие поллюций.
[2] Достоверный. Хадис передал Абу Дауд, 4403; ат-Тирмизи, 1423 и другие.
[3] Аль-Бухари, 1 и Муслим, 1907.
[4] Муслим, 2985.
Отрывок из книги «Сокращение книги очищения».