Описание ополаскивания рта и носа и разъяснение их постановления

  1. После того, как человек омоет кисти рук, нужно трижды ополоскать рот и нос. Взять в правую ладонь горсть воды и использовать её часть для рта, а оставшуюся часть немного вобрать в нос. Таким образом нужно ополоскать рот и высморкнуть воду из носа левой рукой.

Обладатели знания разногласили в шариатском постановлении ополаскивания рта и носа. Большинство из них считает желательным из-за того, что это действие не упомянуто в аяте:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ

«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на молитву, то мойте (водой) ваши лица и ваши руки вместе с локтями, обтирайте ваши головы (влажными руками) и (мойте) ваши ноги вместе с щиколотками» [5:6].

Если эти действия не упомянуты в аяте об описании омовения – значит они лишь желательны.

Другие же обладатели знания выразились об обязательности ополаскивания носа по причине приказов, установленных от пророка ﷺ. Из них хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда один из вас будет совершать омовение, то пусть вберет (воду) в нос, а затем высморкнет»[1]. А в другой передаче этого хадиса говорится: «Когда один из вас будет совершать омовение, то пусть вберет воду своими ноздрями, а затем высморкнет»[2]. А также по причине хадиса Ибн `Аббаса, да будет доволен ими двумя Аллах, что пророк ﷺ сказал: «Дважды или трижды глубоко ополаскивайте нос»[3]. И хадиса Лякыта ибн Сабира, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал: «Протирай между пальцев и глубоко ополаскивай нос, если не являешься постящимся»[4].

Что касается ополаскивания рта, то оно желательно из-за того, что пророк ﷺ его совершал и не приказывал. А хадис: «Когда будешь совершать омовение – ополосни рот»[5], то эта добавка отклоненная, слабая. Основа этого хадиса передается без упоминания этой добавки.

При полоскании рта и носа желательно совершать это вместе из одной ладони, разделение же между ними достоверно не установлено.


[1] Аль-Бухари, 162 и Муслим, 237.

[2] Муслим, 237 (21).

[3] Достоверный. Хадис передал Абу Дауд, 141; Ибн Маджа, 308 и другие обладатели знания.

[4] Достоверный. Хадис передали Абу Дауд, 142 и ат-Тирмизи, 38.

[5] Слабый. Хадис передал Абу Дауд, 144.

Отрывок из книги «Сокращение книги очищения».

ПОХОЖЕЕ
Знает ли кто-либо помимо Аллаха сокровенное знание?
Знает ли кто-либо помимо Аллаха сокровенное знание?

40) Если тебя спросят: «Знает ли кто-либо помимо Аллаха сокровенное знание?» Скажи: «Помимо Аллаха никто не знает сокровенное». И доказательством читать дальше

Желательные действия при омовении
Желательные действия при омовении

Произнесение Имени Аллаха перед омовением.Мытье кистей рук трижды.Ополаскивание рта, по более достоверному мнению.Глубокое ополаскивание носа, кроме постящегося.Вбирание воды в нос читать дальше

Желательность произнесения Имени Аллаха перед омовением
Желательность произнесения Имени Аллаха перед омовением

Желательно перед омовением сказать «с Именем Аллаха»[1]. Намерение берется сердцем, без произнесения его языком, потому что пророк ﷺ не произносил читать дальше

Желательность откармливания жертвенного животного
Желательность откармливания жертвенного животного

Сказал имам ан-Науауи, да помилует его Аллах: «Обладатели знания единогласны, чтобы жертвенное животное было упитанным и прекрасным, но разногласили в читать дальше

Желаю уехать для требования знаний, а жена не хочет.
Желаю уехать для требования знаний, а жена не хочет.

📥 Вопрос: Брат находится за пределами Йемена. Он желает отправиться в Йемен для требования знаний и у него есть возможности читать дальше

Землетрясение не природное явление
Землетрясение не природное явление

Сказал имам Мукбиль ибн Хади аль-Уади'и, да помилует его Аллах: А что касается того, кто приписывает эти дела природе и читать дальше

Запрет направления в сторону киблы передом или задом во время справления нужды
Запрет направления в сторону киблы передом или задом во время справления нужды

Передается от Абу Айюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал: «Когда решите справить нужду, то не читать дальше

Запрещено мочится и испражняться в стоячую воду
Запрещено мочится и испражняться в стоячую воду

В «Сахих уль-Бухари» передается хадис со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть читать дальше