27) Если тебя спросят: «Что такое вера [иман]?»
Скажи: «Вера – это произнесение языком, убеждение сердцем и дела органов тела. Она прибавляется посредством подчинения Аллаху и убавляется посредством Его ослушания».
- И доказательство тому, что это произношение языком и дела органов тела, хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:
«الْإِيْمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُوْنَ أَوْ بِضْعٌ وَسِتُّوْنَ شُعْبَةً، فَأَفْضَلُهَا: قَوْلُ: لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَأَدْنَاهَا: إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنِ الطَّرِيْقِ، وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الْإِيْمَانِ»
«Вера (составляет) больше семидесяти (или шестидесяти) ответвлений, лучшее из которых – фраза “нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха”, а минимальное — это устранение неприятности с дороги. И скромность – (тоже) ответвление веры»[1].
- Доказательство тому, что это является убеждением сердца, хадис `Умара, который приходил ранее о столпах веры, а также слова Всевышнего Аллаха:
﴿وَعَلَى اللهِ فَتَوَكَّلُوا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ﴾
«Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими» [5:23].
Также хадис, который сообщается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, от пророка ﷺ, что он сказал:
«آيَةُ الْإِيْمِانِ حُبُّ الْأَنْصَارِ، وَآيَةُ النِّفَاقِ بُغْضُ الْأَنْصَارِ»
«Признаком веры является любовь к ансарам, а признаком лицемерия – ненависть по отношению к ним»[2].
- Доказательство тому, что вера прибавляется посредством подчинения Аллаху, слова Всевышнего:
﴿إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيْمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ﴾
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» [8:2].
Также это слова Всевышнего Аллаха:
﴿هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ السَّكِينَةَ فِي قُلُوْبِ الْمُؤْمِنِيْنَ لِيَزْدَادُوا إِيمَانًا مَعَ إِيمَانِهِمْ﴾
«Он – Тот, Кто ниспослал спокойствие на сердца верующих, чтобы увеличилась их вера» [48:4].
А также:
﴿وَيَزْدَادَ الَّذِينَ آمَنُوا إِيمَانًا﴾
«Чтобы усилилась вера у верующих» [74:31].
- Увеличение веры указывает на то, что она уменьшается посредством совершения грехов. Ведь поистине, до того, как прибавилась, она была в недостатке.
Сказал имам аль-Бухари в своём достоверном сборнике: «Книга веры», глава 33: «Если человек оставил что-то из совершенства, то эта вещь находится в недостатке».
Также на это указывает хадис об ответвлениях веры, который мы упомянули недавно. И хадис Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:
«مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيْمَانِ»
«Кто из вас увидел порицаемое, то пусть изменит это своей рукой, а если не сможет (рукой), то своим языком, а если не сможет (языком), то своим сердцем и это (будет) наиболее слабым (проявлением) веры»[3].
Также в этом хадисе указание на то, что порицание предосудительного является из признаков веры.
[1] Аль-Бухари, 9 и Муслим, 35.
[2] Аль-Бухари, 17 и Муслим, 74.
[3] Муслим, 49.
______________________
Отрывок из книги “Полезные начинания” шейха Яхьи аль-Хаджури