Первое мнение: последнее время жертвоприношения – последний день ташрика. Поэтому получается, что дней, в которых разрешается принести в жертву животное, четыре: день жертвоприношения и три следующих за ним дня ташрика[1].
Это мнение передается от `Али, Джубейра ибн Мут`има и Ибн `Аббаса – да будет доволен ими всеми Аллах. Также это мнение `Ата, аль-Хасана, `Умара ибн `Абд уль-`Азиза, Сулеймана ибн Мусы аль-Ашдака, Макхуля, а также шафи`итов, Дауда аз-Захири и выбор Ибн Теймии и Ибн `Усеймина.
Их доказательства – хадис Нубейши аль-Хузали, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:
«أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ وَذِكْرٍ لِله»
«Дни ташрика – дни еды, питья и поминания Аллаха»[2].
Во-первых: посланник Аллаха ﷺ сделал их постановление одним – то, что эти дни еды, по причине того, что режется, а также питья и поминания Аллаха.
Во-вторых: все эти дни равны в том, что во время них запрещено поститься, по причине слов Ибн `Умара и `Айши, да будет доволен ими Аллах: «Пророк ﷺ никому не разрешил поститься в дни ташрика, кроме тех (паломников), которые не могли найти жертвенного животного[3].
В-третьих: все эти три дня, дни для того, чтобы бросать в них камешки[4], это не особенность только лишь первых двух дней, напротив, все эти три дня ташрика.
Также приверженцы этого мнения упомянули другие доказательства.
Второе мнение: последнее время жертвоприношения – второй день ташрика. Поэтому получается, что дней, в которых разрешается принести в жертву животное, три: день жертвоприношения и два следующих за ним дня ташрика.
Это мнение передается от `Умара, `Али, Ибн `Умара, Ибн `Аббаса, Абу Хурейры и Анаса – да будет доволен ими Аллах. Также это мнение принадлежит Малику, ас-Саури, Абу Ханифе и Ахмаду.
Их доводы – то, что пророк ﷺ запретил запасаться мясом жертвенного животного больше трех дней. И нельзя резать животное в то время, в которое запрещено запасаться мясом. И потому, что бросать камни в четвертый день необязательно, поэтому и жертвоприношение не зачитывается. Также по причине того, что это мнение тех сподвижников, имена которых были перечислены выше.
Третье мнение: сказал Са`ид ибн Джубейр: «Для жителей городов разрешается только в день жертвоприношения, а для остальных – в дни ташрика».
Сказал Мухаммад ибн Сирин: «Нельзя приносить в жертву животное, кроме как в день жертвоприношения».
Правильное мнение: это первое мнение, а Аллах знает лучше[5].
[1] Три дня ташрика – это 11-ый, 12-ый и 13 день месяца зуль-хиджа.
[2] Муслим, 1141.
[3] Аль-Бухари, 1998.
[4] Для тех, кто совершает большое паломничество.
[5] Смотри: «аль-Мугни», (8/637); «аль-Маджму`», (9/360) и «аш-Шарх уль-Мумти`», (7/460).
Чтобы посмотреть все вопросы жертвоприношения, нажми сюда
_______________________________________________________________
📑 Глава: О жертвенных животных
📕 Книга: «Миск уль-Хытам шарху `Умдат иль-Ахкам»
🖋 Автор: Шейх Абу `Абдиллях Зейд аль-Уассаби, да хранит его Аллах
✏️ Перевод: Абу Лейла Татарстани, да укрепит его Аллах