Краткая биография шейха ‘Абд уль-Хамида аз-Зу’кури[1]
Шейх Абу Мухаммад ‘Абд уль-Хамид ибн Яхья ибн Зейд аз-Зу’кури родился в селении аз-За’акира в области аль-Хаджа в северной части Йемена 1-го числа месяца рамадан 1392-го г.х.
Все свое детство он провел в своем селении, закончив там среднюю школу. Затем он продолжил обучение в городе аль-Худейда, где окончил университет.
В 1418-м г.х. он вышел на путь приобретения знаний, отправившись в учебный центр «Дар уль-Хадис» в селении Даммадж, в котором впоследствии провел более шестнадцати лет. Первые два с половиной года он перенимал знания у шейха Мукбиля ибн Хади аль-Уади’и, а после его смерти, да помилует его Аллах, шейх продолжил обучение, после чего через несколько лет был назначен одним из преподавателей «Дар уль-Хадис».
В период своего пребывания в учебном центре шейх ‘Абд уль-Хамид занимался преподаванием, проводя для студентов частные уроки по вероубеждению и другим наукам. Он также читал проповеди, давал лекции и выезжал в различные уголки мира с целью призыва к Аллаху и обучению людей Его религии. Он объехал почти все области Йемена и посетил также многие другие страны. Он побывал в Танзании, Эфиопии, Латинской Америке, Египте, Алжире, Шри-Ланке и многих других странах мира.
Шейх является автором многих книг, затрагивающих самые разные области религиозного знания. Общее количество его произведений превышает шестьдесят книг и посланий, большая часть из которых издана. Здесь же мы упомянем лишь некоторые из наиболее известных трудов шейха.
В науке «Вероубеждение»:
— «Фатх уль-Бари ‘аля шарх ис-Сунна аль-Барбахари» («Озарение от Творца в разъяснении книги ″Шарх ус-Сунна″ имама аль-Барбахари»);
— «Салямат уль-халяф фи тарикат ис-саляф» («Спасение (благополучие) поздних поколений в следовании путем первых поколений»);
— «Руъят уль-муъминина ли ль-Джаббар филь-махшари уа Дар иль-карар» («Видение верующими Могущественного (Господа) на площади (Судного Дня) и в Обители Пребывания (в Раю»);
— «Хукм уль-халиф би н-наби ﷺ» («Положение человека, клянущегося пророком ﷺ»);
— «Ас-сахих уль-муснад филь-иман» («Достоверные пророческие хадисы в области веры (иман)»);
— «Тахзир уль-‘уккаль мин фитнат иль-масих ид-Даджаль» («Предостережение разумных от смуты антихриста Даджаля»);
— «’Азаб уль-кабри уа на’имух» («Мучения могилы и наслаждения в ней»);
— «Шарх Усуль ис-Сунна ли бни Аби Заманин» («Разъяснение книги ″Основы Сунны Ибн Аби Заманина″»);
— «Наср уль-уруд би шархи Хаияти Ибн Аби Дауд» («Разбрасывание цветов в разъяснении книги ″Хаия″ Ибн Аби Дауда»);
— «Ат-Та’ликат уль-хисан ‘аля аль-Лямият иль-мансубати ли шейх иль-ислям» («Полезные примечания к стихотворному сочинению ″Лямия″, приписываемому шейх уль-исляму Ибн Теймие»).
В науке «Фикх»:
— «Фатх уль-Хамид иль-Маджид фи баян ир-раджихи фи хутбат иль-‘ид» («Озарение от Восхваляемого, Славного в разъяснении верного мнения в отношении праздничной проповеди»);
— «Итхаф ун-нубаля би ахкам иль-истиска» («Подарок проницательным в разъяснении постановлений испрашивания дождя»);
— «Ахкам ун-науми фи ш-шари’ат иль-ислямия» («Постановления сна в исламском шариате»);
— «Катлю н-нафс иль-ма’сумати уа ахкамух» («Убийство запретной души и постановления, связанные с этим»);
— «Ад-Дурр уль-макнун фи ахкам ид-дуюн» («Жемчужины, скрытые в постановлениях долгов»);
— «Ахкаму салят иль-джалис» («Постановления, связанные с молитвой, совершаемой сидя»);
— «Ат-Тибьян фи ахкам иль-айман» («Разъяснение постановлений, касающихся клятв»);
— «Итхафу ахл иль-милля би хукм истихдам иль-гугл фи тахдид иль-кыйбля» («Подарок представителям этой общины в разъяснении постановления использования ″Гугла″ для определения направления кыйблы»).
В науке «Манхадж»:
— «Аль-Мабхас уль-бади’ фи асбаби уа натаиджи уа хулюл ит-тамьи’» («Прекрасное исследование о причинах и последствиях размытия религиозных границ»);
— «Аль-Баян уль-хасан фи тарджамат иш-шейх Мукбиль уа ма ахьяху мин ас-Сунан» («Добротное исследование биографии шейха Мукбиля и Сунн, которые были им оживлены»);
— «Ан-Насаих уд-да’ауия мин ан-наби хайр иль-бария» («Пророческие советы в области призыва»);
— «Шурут ут-таубати иля-Ллах» («Условия покаяния перед Аллахом»);
— «Раф’ уль-лисам ‘ан фауаиди мин аль-Уади’ иль-имам» (Раскрытие полезных советов, оставленных имамом Мукбилем аль-Уади’и»);
— «Аль-Уасая ан-нафи’а ли хусн иль-мутаба’а» («Полезные наставления, побуждающие к благому следованию (за пророком ﷺ)»).
В науке «Тафсир»:
— «Ат-Тафсир мин Мусаннаф Ибн Аби Шейба» («Тафсир из ″Мусаннафа″ Ибн Аби Шейбы»);
— «Ат-Тафсир мин аль-Аусат ли бниль-Мунзир» («Тафсир из ″Аусата″ Ибн уль-Мунзира»);
— «Итхаф уль-барара би тафсири хауатими сурат иль-Бакара» («Дары благочестивым в разъяснении последних аятов суры ″Аль-Бакара″»);
— «Аль-Мухиммату мин тафсири сурат иль-Фатиха» («Важные моменты из суры ″Аль-Фатиха″»).
В науке «Сира»:
— «Аль-Фауаид уль-мунифа мин сахих ис-сирати уа баяни хадисат иль-би’сат иш-шарифа» («Полезные моменты из достоверной пророческой сиры и разъяснений события начала пророчества»).
В науке «Хадисоведение»:
— «Итхаф уль-мутафаннин би шарх ит-Тазкира ли бниль-Муляккын» («Подарок разносторонне развитому в разъяснении книги ″Ат-Тазкира″ Ибн уль-Муляккына»);
— «Шарх Мукаддимати Лисан иль-мизан» («Разъяснение к вступлению книги ″Лисан уль-мизан″»).
Шейх также является автором многих научных опровержений, исследований и комментариев к различным книгам как ранних, так и поздних ученых.
На сегодняшний день шейх, да хранит его Аллах, занимает пост имама-хатыба, а также преподавателя в мечети «Ас-Сахаба» в городе аль-Гайза в одной из провинций южного Йемена. Он занимается обучением людей религиозным наукам, проводит проповеди и читает лекции.
[1] Краткая биография шейха взята из книги «Жемчужины, скрытые в постановлениях долгов», стр. 9, изд. «Дар уль-Хадис», 2020.