Обладатели знания сошлись на том, что животное, принесенное в жертву до наступления утренней зари дня жертвоприношения не действительно, а что касается после этого времени, то в этом есть следующие мнения:
Мнение первое: наступает время с восходом солнца дня жертвоприношения после того, как пройдет время равное мере совершения праздничной молитвы и двух проповедей. Если человек зарежет животное после этого времени, то от него это будет принято. Неважно, совершил ли имам молитву или нет, совершил ли сам этот человек молитву или нет. Все равно, он человек из города или деревни, бедуин или находящийся в пути, зарезал ли имам свое жертвенное животное или нет.
Это мнение принадлежит аш-Шафи`и и некоторым ханбалитам, а также Дауду и Ибн уль-Мунзиру.
Их доказательства – хадис аль-Бара, да будет доволен им Аллах, который передается в двух достоверных сборниках, что он сказал: “Посланник Аллаха ﷺ произнес для нас проповедь, сказав:
«إِنَّ أَوَّلَ مَا نَبْدَأُ فِي يَوْمِنَا هَذَا أَنْ نُصَلِّيَ، ثُمَّ نَرْجِعَ فَنَنْحَرَ، فَمَنْ فَعَلَ ذَلِكَ فَقَدْ أَصَابَ سُنَّتَنَا، وَمَنْ نَحَرَ قَبْلَ الصَّلَاةِ فَإِنَّمَا هُوَ لَحْمٌ قَدَّمَهُ لِأَهْلِهِ، لَيْسَ مِنَ النُّسْكِ فِي شَيْءٍ»
«Воистину, первое с чего мы начинаем наш этот день – совершаем молитву, а затем возвращаемся и приносим в жертву (животное). Кто сделает это, такой совершит согласно нашей Сунне. А кто зарежет перед (праздничной) молитвой, то поистине – это мясо, преподнесенное для его семьи, нет ему ничего[1] от поклонения»”[2].
А также хадис Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ произнес проповедь и приказал тому, кто принес в жертву перед молитвой, чтобы повторил жертвоприношение[3]. И подобно этому передается хадис со слов Джундуба, да будет доволен им Аллах[4].
Обладатели знания сказали, что под этими упомянутыми хадисами подразумевается указание на время, а не на совершение молитвы. Потому что ограничение временем больше похоже на времена молитв и других временных рамок, и потому что это более точно для людей, проживающих как в пустынях, так и в городах и селах.
Второе мнение: для тех, кто проживает в городах, время начала жертвоприношения наступает после того, как имам совершит молитву и произнесет проповедь.
Подобное мнение передается от аль-Хасана, аль-Ауза`и, Ахмада и Исхака.
Их доводы – те же, что используют приверженцы первого мнения.
Сказал `Ата и Абу Ханифа: «Для жителей городов время наступает после того, как имам совершит молитву и произнесет проповедь. А что касается жителей сел и бедуинов, то для них это время после восхода второй [правдивой] зари».
Сказал Малик: «Не дозволяется резать животное, кроме как после молитвы имама, его проповеди и жертвоприношения».
Правильное мнение: это мнение первое, а Аллах лучше знает[5].
[1] То есть никакой награды.
[2] Аль-Бухари, 965 и Муслим, 1961.
[3] Аль-Бухари, 984 и Муслим, 1962.
[4] Муслим, 1960.
[5] Смотри: «аль-Байан», (4/435); «аль-Мугни», (8/636) и «аль-Маджму`», (9/359).
Чтобы посмотреть все вопросы жертвоприношения, нажми сюда
_______________________________________________________________
📑 Глава: О жертвенных животных
📕 Книга: «Миск уль-Хытам шарху `Умдат иль-Ахкам»
🖋 Автор: Шейх Абу `Абдиллях Зейд аль-Уассаби, да хранит его Аллах
✏️ Перевод: Абу Лейла Татарстани, да укрепит его Аллах