Объяснение слабости и наличия порицания в хадисе Абу Хурейры, относительно удовлетворения нужды постящегося с сосуда после восхода утренней зари.
Вся хвала Аллаху. Мир и благословение посланнику Аллаха. А затем:
Я видел, кто распространяет старую фетву шейха Мукбиля, да смилуется над ним Аллах, относительно смысла хадиса, который передается в “Сунан Абу Дауда” – сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Сказал посланник Аллаха ﷺ:
«إِذَا سَمِعَ أَحَدُكُمُ النِّدَاءَ وَالْإِنَاءُ عَلَى يَدِهِ، فَلَا يَضَعْهُ حَتَّى يَقْضِيَ حَاجَتَهُ مِنْهُ»
«Если кто-нибудь из вас услышал призыв на молитву, в то время как сосуд в его руке, пусть он не ставит сосуд, пока не удовлетворит из неё свою нужду»¹.
Я говорю: внешне цепочка передатчиков этого хадиса выглядит хорошей. Все передатчики являются крепкими, за исключением Мухаммада ибн ‘Амра ибн ‘Алькамы – хадисы с его передачей хорошие.
По причине внешнего вида цепочки передатчиков шейх Мукбиль, да помилует его Всевышний Аллах, упомянул этот хадис в своей книге “аль-Джами’ ас-Сахих”. Но затем наш шейх Мукбиль, да смилуется над ним Всевышний Аллах, отказался от его достоверности и обнародовал этот хадис в книге “Ахадис му’алля”².
Хадис по пути передачи Хаммада от Мухаммада ибн ‘Амра назвал больным имам Абу Хатим ар-Рази, сказав: “Недостоверный”³.
Поистине, выражение данного хадиса является отвергаемым. Как может разрешаться есть и пить после восхода утренней зари, в то время как Всевышний Аллах говорит:
{وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ} (البقرة:187).
«Ешьте и пейте до тех пор, пока вы не отличите белую нить рассвета от черной» [Корова:187].
Также шейх уль-Ислам сказал, что азан муаззина признак наступления фаджра, по единогласному мнению⁴.
И этот хадис противоречит другим достоверным хадисам, как например хадису Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что пророк ﷺ сказал:
«فَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يُؤَذِّنَ ابْنُ أُمِّ مَكْتُومٍ»
«Ешьте и пейте пока призыв не начнёт возглашать Ибн Умм Мактум»⁵.
Азан Ибн Умм Мактума предел для разговляющегося в оставлении еды и питья, поэтому большинство обладателей знания не поступали в соответствии с хадисом Абу Хурейры.
Также об этом ничего не установлено ни от пророка ﷺ, и ни от одного из сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
🎙 Шейх Абу Мухаммад ‘Абд уль-Хамид аз-Зу’кури аль-Хаджури.
🕌 “Масджид ус-Сахаба” в г. аль-Гайда, аль-Махра, Йемен.
🗓 4 рамадана 1439г.х. (19.05.2018г.)
✏️ Абу Лейла Ильназ Татарстани
____________
¹ Хадис передал Абу Дауд, 2350 и Ахмад, 10629.
² Смотри книгу “Ахадис му’алля захируха ас-сыха”, 465.
³ Смотри книгу его сына “аль-‘Иляль”, 1/123-124.
⁴ Смотри книгу “аль-Ихтиярат”.
⁵ Хадис передал аль-Бухари, 620 и Муслим 1092.
* Прим. переводчика: сказал аль-Байхакы: “Если бы этот хадис был достоверным, то большинство обладателей знания считает, что пророк ﷺ сказал это относительно того муаззина, азан которого произносится до восхода утренней зари, так что питье происходит до восхода зари”.
Поэтому получается, что тот, кто услышал азан муаззина, который произносит азан только убедившись в наступлении рассвета, такому человеку следует обязательно удержаться. И если во время азана во рту человека будет еда или пьёте – нужно обязательно ее выплюнуть. А если же муаззин произносит азан не в свое время, то человеку можно продолжать прием пищи, пока он действительно не убедится в наступлении утренней зари, как об этом упомянуто в аяте (3 рамадана 1442г.х.).