Совершение полного омовения становится обязательным по нескольким причинам:
- С принятием Ислама. Если многобожник или неверующий примет религию Ислам, ему является обязательным совершить полное омовение. Доказательство на это хадис Кайса ибн `Асыма о том, что, когда он принял Ислам, посланник Аллаха ﷺ приказал ему помыться водой и лотосом»[1].
- Для пятничной молитвы. Полное омовение для пятничной молитвы касается только того, кто собирается посетить мечеть для совершения намаза. Сказал посланник Аллаха ﷺ: «Полное омовение в пятничный день обязательно для каждого совершеннолетнего»[2].
- При поллюции, с условием того, что человек увидел на своей одежде или кровати следы семени, по единогласному мнению ученых. Сказал пророк ﷺ, отвечая на вопрос, обязательно ли совершать полное омовение при поллюциях: «Да, если увидел воду[3]»[4]. Поэтому знатоки мусульманского права сошлись на том, что если человек видел во сне, как он занимается совокуплением, а затем проснулся и не обнаружил следы семяизвержения, то на нем не лежит обязанность совершения полного омовения. Эти постановления равносильны как в отношении мужчины, так и в отношении женщины, вместе с тем, что у мужчин это происходит чаще.
- Посредством семяизвержения – по единогласному мнению обладателей знания. Доказательством в этом вопросе служит хадис Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вода от воды»[5], т.е. гусль становится обязательным при семяизвержении из человека.
- Посредством совокупления, даже если не произошло семяизвержение. В хадисе Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк ﷺ сказал: «Если мужчина усядется меж четырех частей (тела) женщины и совершит с ней половое сношение, полное омовение станет для него обязательным, даже если не произойдет семяизвержение»[6].
- После окончания месячных, на что также передается единогласие ученых. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха:
وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ وَلَا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّى يَطْهُرْنَ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللهُ
«Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: “Это страдания, поэтому сторонитесь (близости) с женщинами во время месячных и не приближайтесь к ним [не совокупляйтесь с ними] пока не закончатся (месячные). А когда же они очистятся, то совокупляйтесь с ними так, как повелел вам Аллах”» [2:222].
Под словами Аллаха: «А когда же они очистятся» имеется ввиду, когда женщины совершат полное омовение после окончания выхода ежемесячной крови.
- После прекращения послеродовых кровотечений. Обладатели знания единогласны в том, что постановления послеродовых кровотечений такие же, как и постановления менструаций. Поэтому после окончания выхода крови, женщине в обязательном порядке следует совершить полное омовение.
- После наступления смерти. Под этим имеется ввиду, что покойника нужно омыть, как об этом пришло разъяснение в хадисе Умм `Атыйи, да будет доволен ею Аллах, что пророк ﷺ сказал: «Омойте её три раза, пять или больше этого если вы считаете нужным»[7]. Если умер кто-то из мусульман, на живых лежит обязанность омыть этого покойника.
[1] Хороший. Хадис передали Абу Дауд, 355, ат-Тирмизи, 605, ан-Насаи, 188.
[2] Аль-Бухари, 858 и Муслим, 846.
[3] Под выражением вода в данном хадисе приходит со смыслом семя.
[4] Аль-Бухари, 282 и Муслим, 313.
[5] Муслим, 343.
[6] Аль-Бухари, 291 и Муслим, 348.
[7] Аль-Бухари, 1253 и Муслим, 939.
Отрывок из книги «Сокращение книги очищения».