Вопрос. Что лучше: получение шариатских знаний или ведение джихада на пути Аллаха?
Ответ: По своей сути ПОЛУЧЕНИЕ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ ЛУЧШЕ. Потому все люди, совершая любое деяние, (в том числе и джихад на пути Аллаха), нуждаются в шариатском знании. Так, имам Ахмад сказал: «Ничто не сравнится с исламским знанием для того, у кого правильное намерение». Что же касается джихада, то совершенно невозможно, чтобы это деяние было индивидуальной обязанностью (фард уль-‘айн) для всех мусульман, ведь Всевышний сказал: «Верующим не следует выходить в военный поход всем вместе» (сура «ат-Тауба, аят 122). Если бы джихад был обязанностью каждого, то он стал бы обязательным для всех мусульман. Также сказал Всевышний продолжая: «Почему бы не отправить из каждой группы по отряду» — то есть другой отряд остался бы «Чтобы они могли изучить религию и увещевать свой народ, когда они вернутся к ним? Чтобы они остерегались» (сура «ат-Тауба», аят 122).
Однако ответ на этот вопрос в конкретной ситуации зависит от отдельного человека и от времени. Например, одному человеку мы можем сказать: «Тебе лучше совершать джихад», а другому — «Тебе лучше получать исламские знания». Так, если человек является храбрым, сильным и активным, но он не столь смышлён, то ему лучше совершать джихад, поскольку это больше подходит ему. Если же человек отличается умом, хорошей памятью и способностью приводить убедительные доводы, то ему лучше заниматься получением шариатских знаний. Это то, что касается конкретного действующего лица.
Теперь что касается времени. Если мы, живём в такое время, когда есть много учёных, но присутствует нужда в мусульманских воинах для охраны границ исламских земель, то джихад становится более предпочтительным. Если же мы живём в такое время, когда стало распространяться невежество, а в мусульманском обществе появились религиозные нововведения, которые распространяются всё больше, то получение исламских знаний лучше, чем ведение джихада.
Здесь следует упомянуть о трёх явлениях, которые должно искоренить получение исламских знаний:
1) появившиеся религиозные нововведения зло которых открыто проявляется;
2) вынесение фетв без шариатского знания;
3) множество споров по различным вопросам без шариатского знания.
Если же трудно определить, что в конкретной ситуации весомее — получение исламских знаний или джихад на пути Аллаха, — то ЛУЧШЕ ЗАНИМАТЬСЯ ПРИОБРЕТЕНИЕМ ЗНАНИЙ.
Смотри разъяснение шейха Ибн ‘Усеймина на 40 хадисов имама ан-Науауи, 30-31 стр.
После этого подробного разъяснения шейха, да помилует его Аллах, надеюсь всем стало очевидно, что мы все должны заниматься религиозным самообразованием. Каждый мусульманин и мусульманка, вне зависимости от рода деятельности, обязательно должны изучить религиозные вопросы, с которыми они сталкиваются напрямую.