﷽
📨 Вопрос:
Некоторые говорят, что в это время довод дошел до поклоняющихся могилам и другим, является ли это правильным? Какие вытекают из этого последствия?
📃 Ответ:
В действительности средства массовой информации распространились через радио, кассеты и книги для того, кто умеет читать. Но отрицание оправдания по невежеству (узр биль-джахль) ошибка. Более предпочтительно для мусульманина, чтобы он остерегался от попадания в ошибку. Он оберегается и говорит: «Если есть тот, до кого доказательство не дошло, или не понял довод – такой оправдывается». По причине слов Всевышнего:
﴿وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولًا﴾
«Мы никого не наказывали, пока не отправляли (к ним) посланника» [17:15].
А также по причине хадиса аль-Асъуада ибн Сариа: «Четверо будут испытаны в Судный день…» и упомянул из них «Человека жившего в период без посланников». А также из-за хадиса Абу Са`ида аль-Худри относительно человека, который сказал своим детям в предсмертном состоянии: «Что я вам за отец?» На что они ответили: «Самый лучший отец». Тогда он сказал: «Когда я умру, то сожгите меня и сотрите в порошок, а затем в день сильного ветра разбросайте меня (по воздуху). Клянусь Аллахом, если Аллах в состоянии (воскресить) меня, то Он непременно меня накажет». Его дети так и сделали. Тогда Аллах приказал суше собрать то, что на ней (из пепла этого мужчины), а морю – то, что на ней. Затем Аллах сказал: «Что побудило тебя к этому?» Мужчина ответил: «Страх перед Тобой, о Господь». И тогда Аллах помиловал его.
Обладатели знания сказали: «Аллах помиловал этого человека только по причине его невежества». В противном случае, если человек очень сильно страшится Аллаха и засомневался относительно мощи Аллаха, то такой становится неверующим по причине его сомнения в мощи Аллаха, Благословенен Он и Возвышен.
Доказательство не является дошедшим, кроме как после его понимания. По причине слов Всевышнего Аллаха:
﴿يُّشَاقِقِ الرَّسُولَ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيْلِ الْمُؤْمِنِيْنَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءَتْ مَصِيْرًا﴾
«А тот, кто воспротивится посланнику после того, как ему стала ясна прямая дорога, и последует не путем верующих, Мы направим его туда, куда он обратился и сожжем его в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» [4:115].
Кому стал ясен прямой путь и не последовал ему, такой считается отвернувшимся. А Всевышний Аллах говорит:
﴿وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى * قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِي أَعْمَى وَقَدْ كُنتُ بَصِيرًا * قَالَ كَذَلِكَ أَتَتْكَ آيَاتُنَا فَنَسِيتَهَا﴾
«Кто отвернется от Моего Поминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в Судный день Мы воскресим его слепым. И он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим». Аллах скажет: «Так и наши знамения пришли к тебе, а ты забыл их, так и сегодня ты будешь забыт» [20:124-126].
Смысл слов «Наши знамения пришли к тебе, а ты забыл их», значат «ты оставил их», «поступил с ними подобно забывшему». Забывчивость в данном случае приходит со смыслом оставление. Также сказал Всевышний: «Так и сегодня ты будешь забыт [оставлен]».
И сказал Всевышний:
﴿وَمَنْ يُعْرِضْ عَنْ ذِكْرِ رَبِّهِ يَسْلُكْهُ عَذَابًا صَعَدًا﴾
«Кто отвернется от поминания своего Господа, Он ввергнет в тяжкие мучения» [72:17].
И сказал Всевышний:
﴿وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنْ ذُكِّرَ بِآيَاتِ رَبِّهِ ثُمَّ أَعْرَضَ عَنْهَا إِنَّا مِنَ الْمُجْرِمِينَ مُنتَقِمُونَ﴾
«Кто может быть несправедливее того, кому напомнили о знамения его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, мы отомстим беззаконникам» [32:22].
Перевел:
Абу Лейла Ильназ Татарстани
Оригинал на арабском языке
«аль-Канз ус-Самин», т.1, «Глава Вероубеждения и Единобожия»