43) Если тебя спросят: «Сколько видов узаконенных путей приближения к Аллаху?»
Скажи: «Три вида:
1 – Посредством имен и качеств Аллаха. Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха:
﴿وَلِلهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا﴾
«У Аллаха самые прекрасные имена, поэтому взывайте к Нему посредством их» [7:180].
А также:
﴿وَأَدْخِلْنِي بِرَحْمَتِكَ فِي عِبَادِكَ الصَّالِحِينَ﴾
«Введи меня по милости Своей в число Своих праведных рабов» [27:19].
2 – Приближение раба к Всевышнему Аллаху посредством его праведного деяния. И в доказательство этому слова Всевышнего Аллаха:
﴿الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا إِنَّنَا آمَنَّا فَاغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ﴾
«Которые говорят: «Господь наш! Поистине, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» [3:16].
А также:
﴿رَبَّنَا آمَنَّا بِمَا أَنْزَلْتَ وَاتَّبَعْنَا الرَّسُولَ فَاكْتُبْنَا مَعَ الشَّاهِدِينَ﴾
«Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих» [3:53].
Доказательством из Сунны является хадис о троих людях, на которых сблизился большой камень и закрыл для них пещеру. Каждый из них использовал свое искреннее дело как средство приближения к Аллаху[1].
3 – Посредством мольбы праведного человека. Доказательство этому хадис Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «В то время, как посланник Аллаха ﷺ совершал проповедь, к нему пришел один мужчина и сказал: “О, посланник Аллаха! Дожди не выпадают. Попроси Аллаха, чтобы Он ниспослал для нас дождь”. Тогда пророк ﷺ воззвал, а затем на нас полился дождь»[2]. [3]
[1] Аль-Бухари, 2272 и Муслим, 2743.
[2] Аль-Бухари, 1013 и Муслим, 897.
[3] В этом хадисе имеется указание на то, что они приблизились к Всевышнему Аллаху посредством мольбы лучшего творения. Они не сидели в своих домах, говоря: «О Аллах, мы просим Тебя посредством высокого положения Твоего пророка или правом Твоего пророка. А если это было бы узаконенным, то сподвижники непременно совершали бы это. Однако никто из них не совершал это ни во время его жизни, ни после его смерти. Сообщается, что `Умар ибн уль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, попросил ниспослания дождя после смерти пророка ﷺ. Он попросил аль-`Аббаса, чтобы тот попросил Аллаха дождя для них, потому что он был большим предводителем и праведником. Об этом пришло разъяснение в «Фатх уль-Бари», (3/150) о том, что аль-`Аббас совершил мольбу Аллаху. А если бы они приближались к Аллаху посредством его высокого положения, то они бы приближались посредством высокого положения пророка ﷺ, когда он был жив, ведь его степень перед Аллахом была выше, но они не делали этого.
Также передается, что Му`ауия попросил ниспослания дождя, а затем сказал: «О Аллах! Воистину, сегодня мы просим заступничества перед Тобой посредством наилучшего и наидостойнейшего из нас. О Аллах! Сегодня мы просим заступничества перед Тобой посредством Язида ибн уль-Асуада аль-Джурши. О Язид, подними свои руки к Аллаху». Он поднял свои руки и люди подняли свои руки. И Аллах ниспослал им дождя так много, что люди чуть было не смогли дойти до своих домов. Это сообщение передал Ибн `Асакир в книге «Тарих Димашк», (65/112-113) с достоверной цепочкой передатчиков. Также смотри книгу «ат-Тауассуль», 45 стр., шейха аль-Альбани, да помилует его Аллах.
______________________
Отрывок из книги “Полезные начинания” шейха Яхьи аль-Хаджури