Первое мнение: принесение в жертву животного является желательным. Это мнение передается от Абу Бакра, `Умара, Биляля, Абу Мас`уда, Ибн Мас`уда, Ибн `Аббаса и Ибн `Умара – да будет доволен всеми Аллах.
Сказал Ибн Хазм, да помилует его Аллах: «Ни от одного сподвижника не достоверно мнение о том, что это обязательно».
Также это мнение Са`ида ибн Мусейиба, `Ата, `Алькама, аль-Асуада, Суейда ибн Гафли, аш-Шафи`и, Ахмада, Абу Юсуфа, Исхака, Абу Саура, аль-Музани, Дауда и Ибн уль-Мунзира.
Их доказательством является хадис Уммы Салямы, да будет доволен ею Аллах, что пророк ﷺ сказал:
«إِذَا دَخَلَتِ الْعَشْرُ، وَأَرَادَ أَحَدُكُمْ أَنْ يُضَحِّيَ فَلَا يَمَسَّ مِنْ شَعَرِهِ وَبَشَرِهِ شَيْئًا»
«Когда наступят десять (первых дней месяца зуль-хиджа) и один из вас пожелает принести в жертву (животное), то путь не прикасается ни к чему из своих волос и кожи»[1].
Обладатели знания сказали – пророк ﷺ связал этот приказ с желанием, а обязательное действие не связывается с желанием.
Также у приверженцев этого мнения есть и другие доводы, которые не установлены. Из них хадис Ибн `Аббаса, да будет доволен ими Аллах, от пророка ﷺ, что он сказал:
«ثَلَاثٌ هُنَّ عَلَيَّ فَرَائِضُ، وَهُنَّ لَكُمْ تَطَوُّعٌ: الْوِتْرُ، وَالنَّحْرُ، وَصَلَاةُ الضُّحَى»
«Три (действия) обязательны для меня, а для вас являются желательными: (молитва) уитр, жертвоприношение и (молитва) духа»[2].
В цепочке передатчиков этого хадиса человек по имени Абу Джанаб Яхья ибн Аби Хайя – слабый.
Второе мнение: принесение в жертву животного является обязательным для того, кто в состоянии на это. Это мнение Раби`ы, аль-Лейса, Малика, Абу Ханифы, аль-Ауза`и, ас-Саури, одно из мнений Ахмада, также его выбрал шейх уль-Ислям и Ибн `Усеймин.
Их довод – слова Всевышнего Аллаха:
﴿فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ﴾
«Поэтому молись своему Господу и (ради Него) закалывай (жертвенных животных)» [108:2].
Также слова Всевышнего:
﴾قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ﴿
«Скажи: “Моя молитва, и мое жертвоприношение, и моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров”» [6:162].
Пророк ﷺ принес в жертву жертвенного животного, а Всевышний Аллах сказал:
﴾لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ﴿
«Воистину, в посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» [33:21].
Также они используют в довод хадис Джундуба ибн `Абдилляха, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Пророк ﷺ совершил молитву в день жертвоприношения, затем провел проповедь, а потом принес в жертву животное и сказал:
«مَنْ ذَبَحَ قَبْلَ الصَّلَاةِ، فَلْيَذْبَحْ مَكَانَهَا أُخْرَى»
«Кто принес в жертву до (праздничной) молитвы, то пусть вместо него зарежет другое (животное)»” [3].
Приверженцы этого мнения используют доказательством приказ пророка ﷺ в этом хадисе, а приказ несет в себе обязательность.
Также хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
«مَنْ وَجَدَ سَعَةً فَلَمْ يُضَحِّ، فَلَا يَقْرَبَنَّ مُصَلَّانَا»
«Кто найдет возможность, чтобы принести в жертву (животное) и не сделает этого, то пусть не приближается к нашему месту молитвы»[4].
Этот хадис также передается со слов посланника Аллаха ﷺ, но правильным является, что это слова самого Абу Хурейры.
Также Всевышний Аллах упоминает его постановления, получаемую выгоду и пользы в суре аль-Хадж. И вещи подобного рода непременно должны быть обязательными и должны быть вменены в обязанность каждому, кто в состоянии это совершить.
Правильное мнение: это мнение первое, а Аллах лучше знает[5].
[1] Муслим, 1977.
[2] Слабый. Хадис передал Ахмад, 2050. Также слабым назвал хадис шейх аль-Альбани
[3] Аль-Бухари, 5500 и Муслим, 1960.
[4] Ахмад, 8273.
[5] Смотри: «аль-Байан», (4/434); «аль-Мугни», (8/617); «аль-Маджму`», (9/354); «аль-Фатх», (10/3) и «аш-Шарх уль-Мумти`», (7/422).
Чтобы посмотреть все вопросы жертвоприношения, нажми сюда
_______________________________________________________________
📑 Глава: О жертвенных животных
📕 Книга: «Миск уль-Хытам шарху `Умдат иль-Ахкам»
🖋 Автор: Шейх Абу `Абдиллях Зейд аль-Уассаби, да хранит его Аллах
✏️ Перевод: Абу Лейла Татарстани, да укрепит его Аллах